Полезная информация о ребенке школьнике

Если ребенок занимается спортом.
Регулярные занятия спортом укрепляют организм ребенка, закаливают его и тем самым – оздоравливают. Начать занятия спортом и постепенно сделать их регулярными – это поможет решить все проблемы с болезнями у детей.
Чтобы интенсивные занятия спортом не причинили организму ребенка вред, необходимо организовать юному спортсмену правильное питание. Если ваш ребенок занимается спортом, то есть расходует энергии больше, чем другие дети, которые не испытывают повышенных физических нагрузок, калорийность его пищи должна быть увеличена. Немалый расход энергии идет на эмоциональное напряжение. Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы все энергозатраты были восстановлены.
Ребенок быстро растет, ему необходим пластический материал – белки. Включайте в меню побольше мясных и рыбных блюд, яиц, молока, творога…
Следует включать в меню и побольше блюд из овощей и фруктов – они ведь основные источники витаминов и минеральных солей. Помимо этого фрукты и овощи способствуют нормализации щелочно-кислотного равновесия (это равновесие заметно нарушается после усиленных нагрузок).
Поскольку ребенок во время тренировок теряет с потом много жидкости, эту потерю следует восполнять. Лучше всего для этих целей использовать фруктовые и овощные соки, компоты, клюквенный морс, отвары шиповника и боярышника.
Количество приемов пищи следует увеличить до 5, а при необходимости и до 6 раз в сутки. Непосредственно перед тренировкой не рекомендуется кушать слишком плотно: это затруднит саму тренировку, а также могут возникать сложности с перевариванием пищи, поскольку организм мобилизуется и сосредотачивается на движении и процесс сокоотделения в желудочно-кишечном тракте резко замедляется.
Наиболее удобное время для тренировок – через полтора-два после завтрака или через такой же интервал после обеда. Нельзя отправлять ребенка на тренировку голодным. При повышенной нагрузке с голодным ребенком может даже случиться обморок.
Сразу после тренировки вы можете предложить ребенку какой-нибудь из фруктовых соков – можно послаще. Легкоусвояемый фруктовый сахар быстро восстановит растраченную энергию в организме.
Елена Астапова
врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков
Как выбрать игрушку?
Каждый день наши дети пользуются игрушками. И очень важно знать, какие именно можно и нужно использовать игрушки, чтобы не беспокоится о вредном воздействии на организм ребенка.
Игрушки необходимы для нормального физического и психического раз-вития детей. Однако не все игрушки годятся для этого. В первую очередь, вы-бирая игрушку, необходимо учитывать ее безопасность, а уже потом обращать внимание на возрастную принадлежность и направленность интересов ребёнка.
Игрушка должна быть изготовлена так, чтобы не представлять опасность для жизни и здоровья детей. По форме и конструкции она должна быть удоб-ной, безопасной, т.е. с гладкими поверхностями и хорошо заделанными краями, без выступающих острых углов и мелких легко отделяемых деталей, что осо-бенно важно для игрушек, предназначенных для маленьких детей.
Игрушка не должна линять, оставлять следы краски на руках. Не должно быть утечки жидкого наполнителя. Игрушки должны быть без запаха.
Приобретая мягконабивные игрушки, обратите внимание на швы игруш-ки. Они должны быть прочными, при прощупывании в игрушке не должно быть твёрдых или инородных предметов. Не забывайте о том, что в игрушках запрещается использование систем лазерного излучения всех типов.
Покупая игрушку, обратите внимание на упаковку, которая должна быть индивидуальной. Если отсутствует маркировка, лучше воздержитесь от покуп-ки данной игрушки. Маркировка должна содержать такие сведения как: наиме-нование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименова-ние и местонахождение изготовителя, импортёра; информацию для связи с ним; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребёнка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ре-бёнка; основной конструкционный материал; способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления; срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).
Приобретая игрушку, поинтересуйтесь у продавца о наличии сертификата соответствия. Заботьтесь о здоровье своих детей и покупайте игрушки лишь там, где могут документально подтвердить их безопасность.
Будьте здоровы!
Елена Астапова
врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков
Как улучшить аппетит ребенка?
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым и правильно развивался. Во многом развитие хрупкого детского организма зависит от полноценности и сбалансированности питания, которое он получает.
Состояние здоровья взрослого человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, когда происходит бурный рост организма, а обменные процессы протекают наиболее интенсивно. При этом нормальное развитие и предупреждение возникновения многих заболеваний (в первую очередь анемии, аллергических реакций, дисбактериозов, ожирения, различных расстройств пищеварения) возможно только при правильно составленном и организованном питании. Питание оказывает также определяющее влияние и на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект и способности.
Поэтому в детском возрасте также важно следить за качеством питания вашего ребенка, режимом, сезонными особенностями рациона, качеством используемых продуктов и способами их обработки, пищевых привычек и навыков поведения за столом.
Во многих семьях за питанием детей начиная с дошкольного возраста, начинают следить менее тщательно. В результате этого могут возникать нарушения аппетита. Этому способствуют возможность «перехватить» пирожок, бутерброд, пряник в промежутках между официальными приемами пищи. Снижают аппетит сладкие фруктовые соки и напитки, которые дают детям вместо воды. Бороться с нарушением аппетита можно только строго соблюдая режим питания и порядок подачи блюд.
Несколько хитростей, которые облегчат жизнь родителям малоежек:
— пусть приемы пищи происходят в одно время, а за стол садится вся семья. Дети любят повторять, поэтому ребенок, наблюдающий, как родители без разговоров уплетают «невкусное» блюдо, рано или поздно захочет последовать их примеру.
— поиграйте в шеф-поваров: наденьте на ребенка фартук и вместе приготовьте салат. Игра превратит нелюбимое блюдо в объект для экспериментов.
— не растягивайте прием пищи более чем на 20 минут: вынужденное сидение над тарелкой снижает и без того слабый аппетит малоежки.
— не превращайте еду в семейный культ, а обеды в площадь боевых действий.
— выражайте ребенку свою поддержку, не стоит чрезмерно акцентировать его внимание на проблеме аппетита.
Елена Астапова
врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков
Книжки. О самом важном
Нельзя представить себе жизнь без книг. Они окружают нас с самого раннего детства. Чтение связано с напряжением зрения, которое в значительной степени определяется качеством оформления книг: размером шрифта, его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Гигиенические требования, предъявляемые к оформлению книг, определяются возрастными особенностями детей.
В информации о выходе книг для детей должны содержаться сведения о виде изданий и возрастной адресованности, об используемом виде бумаги и (или) картона. В книгах для детей в возрасте до 4 лет должна быть информация о читательском адресе: «для чтения взрослыми детям».
Наиболее удобны в пользовании книги небольшого объема и веса, в хорошем переплете. Небольшой формат книги позволяет легко держать ее в руке. Наличие у книг переплета повышает их прочность.
Бумага, предназначенная для изготовления книг, должна обеспечивать хорошую видимость печатного текста. Цвет бумаги должен быть белым или слегка желтоватым, так как он определяет контрастность. Поверхность бумаги должна быть гладкой, ровной, обеспечивающей равномерность печати, без пятен и волосков. Страницы книг при постоянном перелистывании загрязняются, особенно в нижних и верхних углах. Чем менее прочна и гладка бумага, тем больше загрязняются страницы книг и дольше сохраняют свою жизнедеятельность бактерии. Кроме того, на шероховатой бумаге типографская краска ложится неравномерно и создаёт нечёткую печать. В книгах не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации.
Для текста не рекомендуется применять цветные краски.
Наличие полей в печатных изданиях обязательно. Поля облегчают чтение, создавая контрастный фон с печатным знаком и формируя геометрический центр страницы. Они являются элементами оформления книг, на которых глаз отдыхает. Корешковые поля на развороте текстовых страниц издания должны быть не менее 26 мм, чтобы глаз при чтении вдоль строки не «перепрыгивал» с левой страницы на правую.
Книги по своему оформлению должны быть красивыми и аккуратными, для того, чтобы побуждать детей к соблюдению гигиенических привычек при обращении с ними: необходимо брать книгу чистыми руками, не читать во время еды, не оставлять книги открытыми, особенно на солнце, т.к. от света бумага желтеет и уменьшается контрастность фона и бумаги. Перед тем, как перевернуть страницу, не следует увлажнять палец слюной, так как от этого страница портится, на ней легко задерживается пыль, грязь, бактерии. Необходимо помнить, что запачканная книга не только представляет плохой пример в воспитательном отношении, но может быть причиной распространения инфекций.
Елена Астапова
врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков
Недостаточность витаминов у детей
Витамины имеют огромное значение для жизнедеятельности организма. Особенно важны витамины для растущего детского организма. Необходимое количество витаминов невелико, однако дефицит витаминов приводит к серьёзным нарушениям обмена веществ и к опасным заболеваниям.
Источниками витаминов являются продукты питания. Если по каким-то причинам ребёнок начинает испытывать недостаток в одном из витаминов, может развиться состояние гиповитаминоза.
Особое значение имеет витамин С (аскорбиновая кислота). В результате недостаточного поступления данного витамина в организм поражаются стенки сосудов, появляется кровоточивость дёсен, возникает мышечная слабость, снижается иммунитет. Необходимо помнить, что витамин С относится к наименее стойким витаминам, он легко разрушается от воздействия воздуха, света, при длительном хранении продуктов, при их термической обработке. Больше всего витамина С содержится в плодах шиповника, в чёрной смородине, в красном перце, в цитрусовых, в цветной и белокочанной капусте.
Наряду с витамином С для детского организма необходимы витамины А, Д, Е, группы В и др.
Витамин А очень важен, так как оказывает влияет на зрение, на рост организма, на состояние кожи и слизистых оболочек человека. Если вы заинтересованы в том, чтобы у вашего ребёнка не было проблем со зрением, чтобы он не отставал от своих сверстников в физическом развитии, чтобы у него была гладкая эластичная, здоровая кожа, вы должны позаботиться о том, чтобы в рационе вашего ребёнка присутствовали многочисленные продукты, являющиеся естественным источником витамина А. Витамин А в чистом виде или в виде провитамина А (каротина) присутствуют в таких продуктах как печень, ячный желток, молоко и кисломолочные продукты, рыба, шиповник, морковь, томаты, сладкий перец, клюква, салат, черноплодная рябина, облепиха.
Витамин Д необходим для формирования и развития костной системы, стимулирует рост ребёнка. Если ребёнку не будет хватать витамина Д, то в организме возникнут сложности с отложением кальция в костной ткани, — следовательно, костная ткань будет размягчаться и деформироваться. При устойчивом дефиците витамина Д у ребёнка развивается такое серьёзное заболевание, как рахит. Витамин Д образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Но иногда этого количества витамина бывает недостаточно, особенно в местностях с прохладным или холодным климатом. Основными источниками витамина Д в продуктах питания являются: печень рыб, продукты моря, сырой яичный желток, кисломолочные продукты, сыр (творог), сливочное масло.
Витамин Е предохраняет различные вещества от окисления (внутренний антиоксидант), участвует в обмене белков, способствует развитию мышечной системы и нормализации её деятельности, предотвращая утомление мышц при физических нагрузках. Дети, страдающие гиповитаминозом Е, отстают в росте и весе. Недостаток витамина Е способствует разрушению нервных волокон, а это приводит к нарушению координации и снижению кожной чувствительности. Витамином Е богаты такие продукты как: растительные
масла, яйца, рыба, говядина, сливочное масло, облепиха, бобовые, кукуруза, зеленый горошек и другие зелёные овощи.
Витамины группы В необходимы для нормального роста ребёнка, развития нервной системы, органов зрения и др. Например, недостаточность витамина В1 проявляется в виде повышенной возбудимости или, наоборот, вялости, в виде болей в животе, рвоты, ребёнок быстро утомляется и плохо спит, бывают повышенная температура и судороги. Если ребёнок испытывает дефицит витамина В2, то заметно задерживается рост. Дефицит витамина В6 проявляется повышенной возбудимостью, снижением аппетита, тошнотой. Если не хватает витамина В12 может развиться анемия. Следите за тем, чтобы в рационе вашего ребёнка присутствовали продукты, являющиеся основными источниками витаминов группы В: печень говяжья, мясо, яйца, молоко и кисломолочные продукты, дрожжи, хлеб, крупа гречневая, овсяная, овощи, фрукты.
Избежать недостаточности витаминов у детей и всех сопутствующих этой недостаточности явлений поможет правильное питание.
Елена Астапова
врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков
Организация рабочего места школьника дома.
Если в семье есть школьник, то независимо от площади квартиры и наличия у ребенка собственной комнаты, необходимо правильно устроить место, где он будет делать домашние задания.
Некоторые родители открыто пренебрегают этим, считая, что делать уроки школьник может в любом месте – за журнальным столиком в гостиной или за кухонным столом. Не смущает их даже то, что порой ребенок готовится к урокам, лежа на диване или на полу. Однако все это отнюдь не способствует повышению успеваемости, к тому же чревато негативными последствиями – искривлением позвоночника.
Конечно, собственное рабочее место не сделает в один миг вашего ребенка отличником. Но забота родителей, уважение к труду школьника станут для него сильнейшим стимулом в желании достичь успеха.
И если в школе контролируется выбор школьных парт, стульев, осветительных приборов, расположение оборудования, то дома за это все отвечают в первую очередь родители, создавая своим детям то или иное рабочее пространство. Но нужно не забывать о многих моментах, чтобы сохранить их здоровье.
Сейчас мы поговорим об этом…
В первую очередь, выбирайте письменный стол.
Критерии – когда ваш ребенок будет сидеть, то край стола должен располагаться на уровне груди; руки, согнутые в локтях, должны без напряжения лежать на столе, а ноги, согнутые в коленях, должны стоять на полу.
Никогда не забывайте о здоровье глаз! У ребенка должно быть достаточное естественное освещение. Облегчит этот момент расположение стола возле окна с условием, чтобы свет падал сбоку от пишущей руки (для правши – слева, для левши – справа).
Кроме этого необходимо приобрести настольную лампу (для дополнительного искусственного освещения), которую также устанавливают сбоку от пишущей руки. Не стоит позволять ребенку работать только при включенной настольной лампе. Это создает дополнительную нагрузку на глаза. В добавление к ней должна быть включена потолочная люстра, если не хватает естественного освещения из окна.
В цветовой гамме лучше отдать предпочтение спокойным тонам, чтобы глаза и мозг ребенка отдыхали.
Далее приведены требования к подбору детской мебели в соответствии с ростом Вашего ребенка:
При росте 100-115 см ребенка высота стола должна быть — 46 см, стула — 26 см;
При росте 115-130 см высота стола — 52 см, стула — 30 см;
При росте 130 — 145 см высота стола — 58 см, стула — 34 см;
При росте 145 — 160 см высота стола — 64 см, стула — 38 см;
При росте 160 — 175 см высота стола — 70 см, стула — 42 см;
При росте более 175 см высота стола — 76 см, высота стула — 46 см.
Не забывайте о зрительной гимнастике – как профилактике нарушений зрения. Из упражнений для глаз лучше всего зарекомендовали: гимнастика для внешних мышц глаз (вращение глазами), для внутренних мышц глаз (перемещение фокуса зрения с близкого объекта на удалённый и назад) и расслабление под закрытыми веками до полной черноты перед глазами.
Далее поговорим о школьной форме.
Первое, на что нужно обращать внимание — материал из которого сшита одежда. Школьная форма должна состоять в большей степени из натуральных волокон. Одежда должна обладать хорошей воздухопроницаемость. Обладая низкой воздухопроницаемостью в «синтетике» жарко в весенне-летний период и холодно в осеннее-зимний, она способна накапливать продукты обмена, выделяемые с потом, накапливать статическое электричество. Ребенок не сможет чувствовать себя комфортно в такой одежде.
Наиболее подходящие ткани — это шерсть (или полушерстяная ткань), хлопок, лен или вискоза, они максимально приятны телу и имеют вентилирующие свойства.
Также обращаем внимания на ярлыки, где можно найти всю информацию по уходу. Форма обязательно должна стираться, а не проходить химчистку.
Частью школьной формы является и спортивный костюм – форма для уроков физкультуры. Не забываем и про этот элемент одежды и, выбирая, основываемся на все вышеперечисленные принципы. Дополнить можно тем, что спортивных комплектов лучше покупать два, один для спортзала, другой – для улицы. Второй комплект не стоит выбирать теплым, ведь даже в холодный день занятия разогреют. А чтобы ребенок не простудился, тут больше поможет спортивная курточка, которую в конце урока можно накинуть. Для костюма лучше всего подходит ткань, состоящая из хлопка с синтетикой, в тандеме они подарят и возможность дышать коже, и придадут долговечности в носке. Для очень жарких дней, можно купить шорты и майки.
Что касается обуви, то здесь также оптимальный вариант – изделия из натуральной кожи. Подошва должна быть гибкой, чтобы движения были не скованы и разнообразны. Обратите внимание на высоту каблука – для детей школьного возраста она должна быть не более 3,5 см. Следует также помнить, что кроссовки – это все-таки спортивная обувь, предназначенная для занятий физкультурой и спортом.
Ну и, наконец, выбираем школьный рюкзак.
Выбирая ранец (рюкзак или портфель), необходимо помнить о том, что он должен отвечать всем требованиям безопасности. Ранец (рюкзак или портфель) должен быть достаточно прочным, надежным, легким по весу, сохранять свою форму и, конечно же, приходиться по вкусу своему владельцу. Предпочтение следует отдавать ранцам, а не портфелям и рюкзакам. Именно ранец отличается твердым корпусом и это главное его преимущество, уплотненная спинка помогает правильно распределить нагрузку на детские плечи и спину.
Теперь перечислим требования к школьному ранцу:
— для учащихся начальных классов ранцы должны быть снабжены формоустойчивой (ортопедической) спинкой. При этом длина плечевого ремня должна составлять не менее 600-700 мм, ширина 35-40 мм. В нижней части плечевых ремней ранца должно предусматриваться приспособление, позволяющее изменять длину ремня в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. При правильно подобранном ранце верхний край должен быть ниже линии плеч, нижний край на талии. Боковые края не должны выступать. Хорошо, чтобы у ранца была еще и удобная для хвата ручка;
— масса ранцев должна быть не более 700 граммов для учащихся начальных классов и не более 1000 граммов для учащихся средних и старших классов. Не следует забывать также о весе ранца с учебниками, который не должен быть больше 10 – 15 % от массы тела ребенка. Масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца) должна быть не более 1,5-2,0 кг для учащихся начальных классов, 2,5 — 3,5 кг для учащихся средних и старших классов;
— ранцы должны быть изготовлены из материалов контрастных цветов, предусматривать детали со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях;
— дополнительные аксессуары – наличие дополнительных карманов позволит правильно распределят вес ранца. Хорошо, когда имеется отдельный кармашек для бутылочки с водой и других мелочей;
— маркировка ранцев должна содержать информацию о возрастной принадлежности.
И помните, никогда не нужно забывать о том, что наше здоровье – в наших руках! Будьте счастливы!
Елена Астапова
врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков